Наши партнёры:

CLUB LEXUS RUSSIA / КЛУБ ЛЕКСУС РОССИЯ

Информация об АКПП:

Проверка состояния и уровня масла ATF АКПП

<<< назад
Проверка уровня и консистенции ATF позволяет получить весьма ценную информацию об общем состоянии трансмиссии.

График зависимости уровня ATF от температуры

 

Проверку уровня ATF обычно производят при ее нормальной рабочей температуре (около 85°С), которая достигается путем совершения короткой поездки длительностью около 20 минут. Замечание: Для прогрева ATF до нормальной рабочей температуры недостаточно просто запустить двигатель на холостые обороты и погонять его в течение 20 минут с установленной в положение «Р» или «N» трансмиссией. Ввиду того, что прогрев трансмиссии не всегда представляется возможным, на лезвии измерительного щупа обычно предусмотрено два рабочих диапазона, один из которых соответствует нормальному уровню прогретой ATF (НОТ), второй - непрогретой (COLD). Параллельно с проверкой уровня ATF следует внимательно осмотреть поверхность картера трансмиссии на предмет выявления признаков развития внешних утечек жидкости, особое внимание следует уделить состоянию шлангов гидравлических линий и их штуцерных соединений.

  1. Прогрейте трансмиссию до нормальной рабочей температуры.
  2. Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку, по возможности с твердым покрытием.
  3. Твердо взведите стояночный тормоз.
  4. Запустите двигатель на холостые обороты и, удерживая выжатой педаль ножного тормоза, поочередно переключите рычаг селектора в каждое из предусмотренных его конструкцией положений.
  5. Не глуша двигатель (для большинства моделей автомобилей), переведите рычаг селектора в оговоренное в инструкциях изготовителей положение («Р» или «N»). Замечание: Уровень ATF в положении «Р» рычага может отличаться от уровня в положении «N».
  6. Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистым бумажным полотенцем. Заправьте щуп обратно в трубку, проследив за полнотой его посадки. Вновь извлеките щуп и по длине смоченного участка лезвия определите уровень ATF в поддоне картера трансмиссии. Внимание: Ни в коем случае не производите ходовые испытания автомобиля, если уровень ATF в AT не соответствует требованиями Спецификаций!
  7. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку уровня трансмиссионной жидкости. Недостаточный уровень ATF может явиться причиной подсасывания воздуха в маслозаборник насосной станции, что чревато снижением рабочего давления в гидравлическом тракте. В результате может существенно снизиться эффективность функционирования фрикционных элементов сцепления, а также возникнуть опасность перегрева внутренних компонентов трансмиссии вследствие пробуксовки дисков сцепления/тормозных лент. Кроме того, недостаток ATF в картере трансмиссии обычно приводит к чрезмерному смягчению переключений, чреватому возникновению задержек перехода трансмиссии на очередную передачу.

    Причина падения уровня ATF должна быть незамедлительно выявлена и устранена. К числу наиболее типичных причин относятся такие как: наружные утечки, утечки через диафрагму вакуумного модулятора, а также ошибки при заправке в картер свежей жидкости.

Если выявить признаков утечек не удается, следует выполнить корректировку уровня жидкости (по соответствующей температурной шкале щупа) и произвести ходовые испытания автомобиля.

Превышение номинального уровня ATF чревато вспениванием жидкости при контакте ее с движущимися компонентами. Чрезмерная аэрация приводит к снижению теплоотводящей способности ATF и может явиться причиной серьезного перегрева AT. К числу прочих отрицательных последствий пенообразования в комбинации с повышением температуры относятся ухудшение смазывающих характеристик жидкости, а также снижение эффективности функционирования гидравлической системы управления в результате нарушения исправности функционирования клапанов, сцеплений и исполнительных устройств. Перелив ATF обычно приводит к выталкиванию ее избытка через вентиляционный сапун трансмиссии или направляющую трубку измерительного щупа. При замене трансмиссионной жидкости внимательно ознакомьтесь с требованиями Спецификаций к объему заливаемой жидкости.

Следует иметь в виду, что при полной замене ATF требуемое количество жидкости приводится с учетом потребностей всех внутренних элементов трансмиссии, включая объемы гидротрансформатора и поддона картера. В процессе же рутинного (профилактического) обслуживания заменяется обычно лишь заполняющий поддон объем ATF.

Выполнение полной замены ATF следует производить строго в соответствии с рекомендациями компании-изготовителя транспортного средства, составляемыми на основании анализа состояния гидротрансформатора, поддона и сливных пробок картера трансмиссии. Если состояние перечисленных компонентов соответствует оговоренным в рекомендациях требованиям, достаточно будет заменить лишь заполняющий поддон картера объем ATF. Следует заметить, что гидротрансформаторы оборудованы сливными пробками далеко не на всех трансмиссиях.

Заправку следует производить в два этапа: на первом этапе в картер заливается минимальный оговоренный в инструкциях объем жидкости (по «холодной» шкале щупа), после чего трансмиссию следует разогреть до нормальной рабочей температуры в ходе короткой поездки, затем еще раз проверить уровень ATF и уже по результатам проверки выполнить соответствующую корректировку. Никогда не следует забывать, что переполнение трансмиссии на первом этапе запразки может привести неправильной трактовке температурного состояния ATF на стадии промежуточной проверки уровня. Долив жидкости должен производиться маленькими порциями с паузами не менее трех минут, в течение которых уровень будет стабилизироваться.

Карта проверки уровня и состояния ATF


Карта проверки уровня и состояния ATF

 

При оценке состояния современных ATF цвет и запах жидкости перестали иметь определяющее значение. Так, цветовая гамма нормальной жидкости может варьироваться от полной прозрачности до темно-красных, даже коричневатых тонов, при этом некоторые жидкости имеют тенденцию к резкому изменению цвета уже в первые часы эксплуатации автомобиля. Легкий запах гари также может возникать уже спустя несколько часов работы трансмиссии.

проверка состояния масла в АКПП

 

Подобного рода изменения в результате реакции ATF с различного рода смолосодержщими присадками, используемыми фрикционных покрытиях современных дисков сцепления и тормозных лент AT. Несмотря на сказанное, проверка цветовой гаммы и консистенции ATF попрежнему позволяет получить определенную полезную информацию об общем состоянии трансмиссии. Так, если при следов ATF с лезвия измерительного щупа на белое бумажное полотенце она имеет чрезмерно темный или черный цвет, либо содержит вкрапления металлических частиц, можно сделать вывод о возможном механическом повреждении внутренних компонентов трансмиссии.

Чрезмерное смолообразование, заметно увеличивающее густоту жидкости, чаще всего является свидетельством длительных перегревов трансмиссии (густоту ATF проще всего проверить по полноте ее впитывания в полотенце - свежая ATF должна впитываться быстро и полностью - в случае необходимости произведите сравнительный анализ). На оборудованных встроенным в радиатор штатным охладителем ATF моделях утрата жидкостью прозрачности с появлением молочно-образной консистенцией может являться следствием попадания в капсулу теплообменника охлаждающей жидкости двигателя.

Наиболее типичные источники утечек ATF в трансмиссиях с отдельным расположением главной передачи

 Наиболее типичные источники утечек ATF в трансмиссиях с отдельным расположением главной передачи

 

Контакт с охлаждающей жидкостью приводит к разрушению (вздутию) резиновых уплотнительных элементов и нарушению фрикционных свойств покрытий дисков сцепления/тормозных лент. Для устранения последствий подобных утечек следует произвести замену охладителя, тщательно промыть линии охладительного тракта трансмиссии, а также полость гидротрансформатора (блокируемый преобразователя вращения подлежит замене). Кроме того, AT подлежит разборке с целью выполнения полного комплекса обслуживания и, в случае необходимости, - восстановительного ремонта. Еще одной причиной пенообразования ATF может являться недопустимое изменение ее уровня (в ту или иную сторону). Если уровень жидкости не выходит за пределы допустимого диапазона соответствующей шкалы измерительного щупа, аэрация может быть вызвана в результате подсасывания воздуха насосной станции при заборе ATF из поддона картера.

В первую очередь следует проверить правильность установки фильтра и состояние его уплотнительного кольца или прокладки.
Для более подробного изучения состояния ATF, - если в таковом возникает необходимость, - следует снять поддон картера трансмиссии. На дне поддона всегда имеется незначительное шламообразование, однако при обнаружении в осадке крупных частиц стали, бронзы или пластмассы следует внимательно изучить состояние втулок, упорных шайб, дисков сцепления/тормозных лент и движущихся внутренних компонентов трансмиссии.

Если присутствие стальных опилок или частиц фрикционного материала не связано с износом сцепления/тормозных лент, придется произвести проверку состояния гидротрансформатора, - с целью уточнения интенсивности образования осадков имеет смысл вскрыть и внимательно изучить фильтрующий элемент.

Своевременность выявления источника утечки часто позволяет значительно упростить процедуру ликвидации ее причины. Внешние утечки AT обычно выявляются без снятия трансмиссии с автомобиля. Прямым следствием развития внешних утечек является падение уровня AT г. компенсация которого за счет заправки в трансмиссию избыточного количества жидкости может привести к возникновению проблем более серьезного порядка, не говоря уже о загрязнении окружающей среды.

Первым шагом при ликвидации причин развития утечек всегда является локализация их источника. Не следует забывать, что набегающим потоком воздуха при движении автомобиля на поверхность картера трансмиссии могут сноситься следы утечек прочих рабочих жидкостей, таких как антифриз или двигательное масло. Тщательно протрите подозреваемый участок поверхности картера, затем совершите короткую (порядка 15 минут) поездку (ATF должна быть разогрета до нормальной рабочей температуры), в конце которой запаркуйте автомобиль над расстеленным на земле чистым листом картона.

Заглушите двигатель, затем, обождав несколько минут, извлеките картон, следы трансмиссионной жидкости на котором позволят локализовать источник утечки. В основу другого метода положено использование специальной пудры, обычно поставляемой в виде аэрозоли. Тщательно промыв подозреваемый участок картера растворителем, насухо протрите его чистой ветошью, затем покройте слоем пудры из аэрозольного баллончика. Совершив на автомобиле короткую (до прогрева ATF) поездку, заглушите двигатель и внимательно осмотрите обработанный участок, следы утечки. Удерживаясь пудрой, следы вытекающей ATF не будут сноситься по стенкам картера трансмиссии набегающим потоком, что поможет легко установить источник утечки. Существует еще один, более универсальный метод, позволяющий выявлять источники утечек практически любой рабочей жидкости.

<<< назад

Яндекс.Метрика