Толкование неисправностей АКПП
<<< назад
Диагностика неисправностей АКПП требует от исполнителя отличного знания устройства трансмиссии и понимания принципа функционирования всех ее компонентов. Еще одним непременным фактором, определяющим успех при поиске причин отказа является логический пошаговый подход к решению проблемы.
Попытки же провести диагностику вслепую, методом проб и ошибок, обычно приводят лишь к пустым затратам времени средств, а порой оказываются чреваты усугублением проблем.
К числу наиболее типичным признакам нарушения исправности функционирования автоматической трансмиссии относятся такие, как пробуксовка, утрата качества и плавности переключений, возникновение посторонних шумов, развитие утечек, и, наконец, срабатывание контрольной лампы отказов (MIL), иногда называемой также контрольной лампой «Проверьте двигатель» (Check Engine).
Пример стандартной формы, заполняемой перед началом диагностики
Опросный лист, заполняемый владельцем автомобиля при составлении перечня симптомов отказов AТ |
Разберем подробнее значение каждого из перечисленных симптомов. Под пробуксовкой понимают задержку между моментами переключения трансмиссии на очередную передачу при выжимании педали газа и началом реального разгона транспортного средства, т.е., время, реально затрачиваемое на передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Проблемы, связанные с нарушением качества переключения могут проявляться различными способами от нарушения безударности, до полного отказа переключения.
Следует помнить, что определение моментов переключения современных электронных АКПП производится совместными усилиями модулей управления трансмиссии и двигателя. Любые издаваемые трансмиссией посторонние звуки требуют проведения незамедлительного расследования с целью выявления причин их возникновения.
Нормально функционирующая АКПП не должна издавать никаких посторонних шумов (свист, скрип, визг, скрежет, грохот, стук и пр.). Причины развития утечек ATF должны быть расследованы и устранены также без всякого промедления. На моделях, оборудованных АКПП с электронным управлением, водитель оповещается о выявленных системой самодиагностики нарушениях функционирования трансмиссии посредство контрольной лампы MIL. Проведение диагностики современных автоматических трансмиссий не представляется возможным без "применения целого ряда сложных электронных приборов, таких как сканеры,анализаторы, цифровые и аналоговые мульти- метры, осциллографы и т.п. Еще одним архиважным фактором при проведении диагностики отказов АКПП является безопасность персонала.
Неукоснительному соблюдению подлежат все правила техники безопасности, предъявляемые слесарным и электрическим производствам, включая правила противопожарной а защиты. Не следует забывать о таких вещах, как защитные очки, перчатки и костюмы. Помните, что двигатель, трансмиссия и компоненты системы выпуска отработавших газов при работе разогреваются до очень высоких температур, - старайтесь не прикасаться к горячим поверхностям.
Немаловажную роль играет также квалификационный уровень исполнителя, - АКПП относится к числу наисложнейших узлов автомобиля, требующих чрезвычайно аккуратного и грамотного обращения. Старайтесь складывать все извлекаемые из трансмиссионной сборки компоненты в организованном порядке и в такое место, откуда они не смогут скатиться на пол и повредиться в результате удара.
Терминология неисправностей АКПП
При описании симптомов имеющих место неисправностей AT чрезвычайно важную роль играет однозначность используемой терминологии. Ниже в настоящем Разделе приведен рекомендуемый к использованию при составлении карты симптомов неисправностей перечень терминов.
Положения дроссельной заслонки- Минимальное открывание заслонки: Минимальная степень открывания дроссельной заслонки, при которой происходит переключение трансмиссии на очередную повышенную передачу (обычно близко к полностью закрытому положению).
- Слабое открывание заслонки: Соответствует выжиманию педали газа приблизительно на 1/4 ее хода.
- Среднее открывание заслонки: Соответствует выжиманию педали газа приблизительно на 1/2 ее хода.
- Сильное открывание заслонки: Соответствует выжиманию педали газа приблизительно на 3/4 ее хода.
- Полное открывание заслонки (WOT): Соответствует выжиманию педали газа до упора.
- Полное открывание заслонки с понижением передачи: Быстрое выжимание педали газа до упора, сопровождающееся понижением передачи трансмиссии (используется с целью увеличения приемистости автомобиля при обгоне [режим kickdown]).
- Полное закрывание заслонки: Происходит при отпускании педали газа во время движения автомобиля на передачи.
- Торможение двигателем: Использование сопротивления неработающего двигателя для торможения автомобиля; производится при ручном переключении рычага селектора из положения «D» в положение ограничения включения высшей передачи (обычно «2», «3» или «4», в зависимости от исполнения AT) с отпущенной педалью газа.
- Ударное переключение: Резкое, сопровождающееся сильным рывком срабатывание муфты сцепления/тормозной ленты,
- Дергающее переключение: Менее явно выраженные рывки при переключении, скорее всего связанные с функционированием двигателя и сильнее всего проявляющиеся при переходе гидротрансформатора в режим сцепления.
- Замедленное переключение: Срабатывание муфты сцепления/тормозной ленты происходит позже чем ожидается при частичном или полном выжимании педали газа или ручном переключении трансмиссии на пониженную передачу.
- Двойное ударное переключение: Срабатывание муфты сцепления/ тормозной ленты сопровождается двойным сильным рывком.
- Ранее переключение: Переключение происходит раньше, чем автомобиль разгоняется до определяемой нормативами скорости.
- Концевой толчок: В конце переключения ощущается сопротивление, обычно характерное для момента начала переключения.
- Твердое переключение: Ускоренное срабатывание муфты сцепления/ тормозной ленты, характерное для переключений при среднем и сильном открывании дроссельной заслонки, - не следует путать с грубым переключением (см. ниже).
- Переключение с пробуксовкой: Переключение сопровождается быстрым нарастанием оборотов двигателя, и резким снижением передаваемого крутящего момента.
- Гаражное переключение: Характерно для переключений трансмиссии из нейтрального положения в положение «R» или «О».
- Грубое переключение: Чрезмерно твердое переключение, нежелательное для любых положений дроссельной заслонки.
- Колебательное переключение: Повторяющаяся серия быстрых переключений в разных направлениях, сопровождающаяся резкими изменениями оборотов двигателя (как при режиме 4-3-3).
- Начальное переключение: Отчетливо твердое переключение, характерное для момента трогания автомобиля с места
- Позднее переключение: Переключение происходит позже, чем автомобиль разгоняется до определяемой нормативами скорости.
- Мягкое переключение: Мягкое, плавное срабатывание муфты сцепления/тормозной ленты.
- Стопорящее переключение: Переключение, при котором происходит одновременное срабатывание двух муфт сцепления противоположного действия, приводящее к заметной потере развиваемой двигателем мощности.